Главная
О нас
Видение
Основы веры
Мы верим
Баннерообмен
Аудиопроповеди
Библия онлайн
Радио онлайн
Статьи, проповеди
Гостевая книга
Каталог сайтов
О церкви
Видео
Наш канал
Молитва покаяния
Служения
Наша молодёжь
Христ. музыка
Христ. юмор
Христ. творчество
События
Свидетельства
Фотогаллерея
Форум
Контакты
Система Orphus
Яндекс цитирования
Русфонд
Каталог
христианских сайтов Для ТЕБЯ
SpaceWeb &8212; профессиональный платный хостинг

Протестанты на службе России.

Первая протестантская (лютеранская) кирха появилась в Москве еще в 1576 году. Она была предназначена не только для посольств германских держав. Ее прихожанами стали те протестанты, которые приезжали в Россию, чтобы служить русским государям и российскому государству.

Так получилось, что протестантизм с самого начала своего существования в России стал вероисповеданием людей, служивших новому отечеству. Вначале среди них были офицеры и медики, инженеры и учителя, ученые, деятели искусства. В годы Смуты протестантские отряды помогали Михаилу Скопину-Шуйскому сражаться с войсками Тушинского вора, затем они обучали армию династии Романовых. Лютеранский пастор Иоанн Грегори основал первый театр при дворе Алексея Михайловича. Большое количество протестантов служило Петру Великому. С одним из самых выдающихся ученых рубежа XVII-XVIII столетий, Готфридом Лейбницем, лютеранином по вероисповеданию, Петр I лично обсуждал проект создания в России Академии наук и даже даровал тому чин тайного советника юстиции.

В окружении Петра было немало выходцев из протестантской среды, принявших активное участие в создании русской армии, внешнеполитических ведомств, современных по тем временам государственных и культурных институтов. Достаточно вспомнить Корнелия Крюйса, адмирала российского флота, одного из создателей отечественных военно-морских сил, Франца Лефорта и Генриха Остермана, которые помогали Петру I формировать стратегию российской внешней политики. Герард Миллер и Леонард Эйлер создавали российскую академическую науку, Иван Федорович Крузенштерн совершил первое в отечественной истории кругосветное плавание, а Иоган фон Муральт прививал европейские новации российскому образованию. Очерки жизни и служения России всех этих и многих других протестантов читатель обнаружит в нашей книге.

Российские протестанты занимали видные государственные и военные посты, руководили министерствами, создавали партии, в начале XX столетия участвовали в работе Государственной Думы. Так, современный исследователь истории протестантизма в России О. А. Линценбергер сообщает, что 1853 году только лютеране в Государственном совете составляли 16,3 % (9 из 55 человек), в Комитете министров — 11,1 % (2 из 18 человек), в Сенате — 10,6 % (12 из 113 человек), в губернаторском корпусе — 18,7 % (9 из 49 человек).

Некоторые современные ученые видят предвосхищение реформационных идей в различных христианских несистемных движениях на Руси XV-XVI столетий (стригольники, нестяжатели). Однако мы говорим о протестантах в собственном смысле этого слова, а потому надо признать, что довольно долго протестантизм в России был представлен выходцами из Европы, а также жителями провинций, присоединенных к России в XVIII столетии: Ингрии, Эстляндии, Лифляндии, немецко-язычного населения городов Литвы и Западной Украины. Порой они воспринимались как представители «иноземных», не коренных для России конфессий. Точнее следует сказать так: лютеранство и реформатство были «российскими», но не «русскими» вероисповеданиями. Именно так они оказались представлены в российском законодательстве о религии XVIII-XIX веков.

Со второй половины XIX столетия протестантизм закрепляется на русской почве. Движения баптистов, пятидесятников, евангельских христиан, адвентистов седьмого дня получают все большую популярность, а по законодательству 1905 года их положение становится легальным. Однако события Первой мировой войны, а затем октября 1917 года серьезно затруднили их интеграцию в российскую государственность. В 1917 году президентом Всероссийского союза евангельских христиан Иваном Степановичем Прохановым была предпринята попытка создания христианско-демократической партии «Воскресение», которая могла бы активно участвовать в общественной жизни страны.

Однако она оказалась совершенно «не к месту» в условиях социалистического строительства, осуществляемого партией большевиков.

Несмотря на попытки «русских протестантов» активно участвовать в строительстве «светлого будущего», уже в первом десятилетии истории Советской Республики они пополнили число гонимых. Постановление ВЦИК «О религиозных объединениях» (1929) коснулось и традиционных протестантских общин, и «новых» протестантов. Среди баптистов, пятидесятников, лютеран появились свои «новомученики», память о которых сохраняется в каждой из церквей.

Даже в то время, время жесточайших гонений, протестанты продолжали служение России, хотя осуществляли его иначе, чем до 1917 года. Так, в самом начале Великой Отечественной войны (28 августа 1941 года) Президиумом Верховного Совета СССР был издан указ, обвинявший жителей Автономной республики немцев Поволжья в пособничестве фашистским захватчикам. «Российские немцы» были сосланы в Северный Казахстан, Сибирь и на Урал. В итоге на строительстве одного Челябинского металлургического завода в 1942-43 годах оказалось задействовано 25000 поволжских немцев, многие из которых были лютеранами. Это и другие предприятия, поднятые руками репрессированных, сыграли огромную роль в подготовке победы над фашистской Германией.

История протестантизма в России становится предметом серьезного научного исследования. Назовем только некоторые недавно опубликованные работы: История евангельских христиан-баптистов в СССР. М.: Издательство ВСЕХБ. 1989 Митрохин А. Н. Баптизм: история и современность. СПб, 1997; Курило О. В. Лютеране в России. XVI-XX вв. М., 2002. Ярыгин Н. Евангельское движение в Волго-Вятском регионе. М., 2004. Линценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь в Российской истории (XVI-XX вв.). М., 2004; Аинценбергер О. А. Протестантизм в Тюменском крае: история и современность / Под ред. И. В. Боброва. СПб., 2006; Никольская Т.

Русский протестантизм и государственная власть в 1905 и 1991 годах. СПб., 2009.
Защищаются кандидатские и докторские диссертации. Уже сложилась достаточная база для более целостного и глубокого взгляда на судьбы протестантизма в России.

Мы хотим внести посильный вклад в этот процесс. Вышла в свет книга «Протестанты на службе России». Она не имеет академически-научных задач и академического характера. Мы лишь пытаемся сказать добрые и правдивые слова о россиянах-протестантах, служивших и служащих российскому государству и российскому обществу. Внимательный читатель увидит, что роль их была не рядовой, а в ряде сфер научной, общественной жизни именно российские протестанты сыграли решающую роль в формировании отечественной науки и культуры, образования и государственности. Наша книга свидетельствует, что эти люди были не только высокими профессионалами, но и самыми настоящими патриотами.

Э. А. Деремов
глава духовного совета
объединения церквей «Исход», председатель ЦРО Южное епархиальное управление
Российского объединенного союза Христиан Веры Евангельской

Источник: газета "Екклесиаст"